Книги

Интервью для Livelib. Наедине с автором: Ольга Покровская

Интервью для Livelib (www.livelib.ru)

«ДЕТСТВО – ЭПИГРАФ К НАШЕЙ ЖИЗНИ»


olga_pokrovskaya-o.jpeg

Ольга Покровская – автор романов о жизни наших современников, об их страстях и сомнениях, о поисках счастья и о том, как не потерять себя в нашем быстро меняющемся мире.

Какую предварительную работу вам пришлось совершить, чтобы так точно и ярко описать персонажей романа «Булочник и Весна» ?

Я редко что-то выдумываю или конструирую «с нуля». Герои и их истории обычно приходят из жизни. Если что-то задело за живое – велик шанс, что это станет частью книги. Сердечное участие – вот и вся «предварительная работа». Конечно, без вымысла не обойтись, но чтобы текст получился – нужно личное сочувствие и интерес к человеку, попавшему в ситуацию внутреннего конфликта и вынужденному совершать судьбоносный выбор.

Константину, герою романа, возвращение на историческую родину предков представляется залогом полного исправления его жизни. А есть ли у вас такие места, с которыми вы были бы связаны памятью предков и мечтой о возвращении к корням?

Есть - Болхов, Таруса, Алексин, некоторые места в Подмосковье. Запущенные русские городки с травой в трещинах асфальта лично мне дают намного больше, чем поездки по цветущей Европе. Я не знаю, что это - «намоленность» русской земли, реальное существование духовных корней? Сознание, что в этом месте прожили жизнь твои предки, меняет масштаб. Это как взгляд на звёздное небо.

Как вам кажется, изменение пейзажа за окном способно повлиять на человека?

Конечно! Существует понятие «видеоэкологии». Частокол домов вместо неба погружает в депрессию, поэтому мы так любим сбежать на море – горизонты лечат. В Подмосковье тоже есть целительные места. Одно из них описано в «Булочнике» под вымышленным именем Старая Весна. Этот невероятно прекрасный ландшафт существует в действительности, многим он знаком. Секрет в том, что красота русской природы духовна – тут всё по Достоевскому, она действительно может спасти, что и происходит с героем.

Как вы относитесь к автобиографическим мотивам в художественном произведении вообще, и есть ли в «Булочнике» эпизоды, взятые из вашего жизненного опыта или детских впечатлений?

Думаю, многие книги – это самый настоящий дневник автора или, по меньшей мере, записная книжка, но своеобразная, в ней события из личного опыта перемешиваются и преображаются, как это бывает во снах. А что касается детских впечатлений, мне кажется, детство – это эпиграф к нашей жизни. В нём спрятано то, что впоследствии раскроется в «основном тексте». Любая искренняя книга «родом из детства». В зародившейся с детства дружбе Пети и Кости я воспела моих друзей.

Кому из героев вы больше сочувствуете – Косте и Пете, каждый из которых запутался в поисках своего жизненного пути, или, скажем, Майе и Ирине, которых с ними столкнула судьба?

Думаю, всегда тяжелее женщинам с детьми, потому что у них душа днем и ночью болит за ребёнка. Они не имеют права впасть в депрессию, напиться или уехать – потому что в ответе за маленькое существо. Но с другой стороны, у них и меньше поводов для сомнений, поскольку выбор не велик. У мужчин свободы больше – с них и больше спрос. Чисто по человечески, сочувствую Пете. Да, он страстная натура, честолюбец, но при этом человек искренний, щедрый. И вот не устоял – впал в банальную зависимость от оценки окружающих и разменял призвание музыканта на попытку самоутвердиться. По сути, поставил на карту свою душу. А ведь отречься от себя, от своего дара – это грех. Тяжело приходится потом платить.



Olga_Pokrovskaya__Bulochnik_i_Vesna.jpg

На протяжении романа ваши герои взрослеют, развиваются, меняются их характеры. Вы менялись вместе с ними?

Есть мнение, что мы являемся средним арифметическим некоторого количества ближайших к нам людей. Персонажи книги, над которой ежедневно работаешь, конечно, попадают в число «ближайших» и влияют на автора. Тем более, что герои «Булочника» – личности харизматичные. Бывало даже, они рвались писать книгу за меня, отстаивали свои интересы. Например, главная героиня Ирина, когда полкниги было уже написано, наотрез отказалась влюбляться в предложенного мною персонажа и потребовала всё переиграть. Пришлось переигрывать… Могу без шуток признаться, что в моём случае общение с героями помогло усилить некоторые качества характера - энергию, умение переходить от слов к действиям, способность глубоко и искренне доверять. Не говоря уже о том, что приходилось расширять познания в областях, где мои герои являются профессионалами. Одним словом, написание романа – лучший курс саморазвития!

Вы в процессе работы над книгой представляете себе ее будущих читателей, тех, кому эта история будет близка? И кто они, ваши читатели?

Своих читателей отчасти знаю по письмам. Это добрые хорошие люди всех возрастов. Немного несовременные - их внутренний мир основывается на непрактичных понятиях. Соответственно эпоха играет против них. Очень хочется, чтобы ни при каких обстоятельствах они не выродились в циников, сохранили бы живое сердце.

Почти у каждого автора можно вычленить коды, ключевые слова. Какое слово представляется вам самым главным в этом романе?

Очень просто, может быть, избито, но всё равно – весна. Во всех нас осталось сколько-то детства, мы ждем весны как некого волшебного времени, когда что-то обязательно изменится к лучшему. Чувства обостряются, и действительно появляется шанс на обновление. Наверно, ещё важное слово - брат, братство. Оно стало для героя ключевым в преодолении одиночества.

Есть какие-то советские символы, которые вы воспринимаете позитивно и хотите рассказать о них читателям?

Мне на ум сразу приходит советское кино. Оно такое душевное, человечное! Гениальные Данелия, Рязанов, Захаров… «Покровские ворота», «Шерлок Холмс»… Можно долго перечислять и улыбаться уже одним названиям – столько в них тепла. Это то, что по сей день помогает людям жить, утешает и ненавязчиво напоминает, что быть хорошим человеком – это нормально.

У вас конфликт героя с миром кажется особенно пронзительным из-за вечной темы хлеба насущного, как в прямом, так и в переносном смысле слова – а сохранит ли свое значение хлеб, как основа жизни, или скоро это останется только в нашей памяти?

Думаю, на «подкорочке» это будет всегда. Слишком много первоначальных понятий тут сошлось: земля, поле, сказки и поговорки, печное тепло, война, жизнь. Где бы мы ни оказывались в качестве туристов, нас тянет попробовать хлеб и таким образом приобщиться к духу места. Через хлебопекарные традиции познаётся культура. Недаром уехавшие за границу наши так скучают по чёрному «кирпичику». В нём – концентрат родины.

Помимо «внутренней» мифологии, пестуемой местными жителями, есть также «внешняя» мифология - набор клише о городе, сложившийся в головах всех россиян. Как вам кажется, «Булочник и Весна» укрепляет стереотипы (столица – город бешеного ритма жизни и больших денег, деревня – обитель чистых сердцем) или ломает их?

Бегство из города действительно помогает Косте успокоиться и разобраться к себе. Но с другой стороны, он ведь не остаётся медитировать на природе, а возвращается в Москву, свой родной город, – но на другом уровне, духовно окрепшим. Думаю, в этом всё дело. Можно духовно развиваться в Москве и деградировать в деревне, а можно наоборот. Мне кажется, добрый и сильный человек, где бы он ни был, высветляет пространство вокруг себя.

Внутри разломов исторических, социальных у каждого человека еще и свои разломы бывают. Или они не свои и просто человеческое повторяет историческое?

Подобие действительно существует. В случае с героями книги эпоха потребовала от них отбросить «сантименты» и переориентироваться на модель агрессивного самоутверждения. Вот и вышел тот самый внутренний разлом: молодому дееспособному человеку и на обочине оставаться стыдно, и предавать свои ценности, по сути себя самого, - тоже добром не кончится...

Могли бы вы коротко определить главную тему ваших книг? О чем они?

Да всё о том же. О поисках предназначения. О преодолении одиночества. О любви.

Вернуться к списку