Книги

Бах

И.С. Бах "Сицилиана"

Невероятной красоты музыка, сыгранная с такой беззащитной нежностью, что подступают слёзы.

Моцарт. Концерты для клавира:

Концерт 17 соль мажор.
Концерт 20 ре минор.
Концерт 21 до мажор.
Концерт 23 ля мажор.
Концерт 24 до минор.

Мне кажется, музыка Моцарта лучше ложится на душу экстравертов. Она способствует не углублению в себя, а, наоборот, растворению, даже некой самоутрате. В ней есть жертвенная лёгкость. Поэтому её проще воспринимать в те моменты, когда удаётся снизить важность собственной персоны.

И.С. Бах "Сицилиана"

И.С. Бах Партиты

Их всего шесть. Самые красивые, на мой вкус, вторая и шестая. Но на самом деле «красивые» - не подходящее слово. Это невообразимо прекрасные вещи! Их можно слушать без конца. Они целительны. Много великих пианистов брались за них. Самый мистический - опять Глен Гульд. Еще мне нравится Андраш Шифф. Есть и менее известные пианисты, исполняющие Баха не хуже "звезд", порой дающие не обыденные, захватывающие дух интерпретации. Огромное удовольствие их искать и обнаруживать.

Партита №6 (Андраш Шифф)
Партита №2 (Гленн Гульд)

И.С. Бах "Гольдберг-вариации". 1981

Существует одно-единственное исполнение, превосходящее все прочие. Это поздняя запись Глена Гульда. Когда я впервые услышала Арию (первая по счёту пьеса), то ещё не знала ни Гульда, ни «Гольдбергов». Но потрясение оказалось столь огромно, что я подумала: эту «дорожку» надо отправить в космос – как информацию об идеале мудрости и красоты, который сумели познать земляне.
И.С. Бах "Гольдберг-вариации". 1981

И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир»

Цикл прелюдий и фуг «Хорошо темперированный клавир» - это созданное Бахом толкование образов Ветхого и Нового Завета. Мне кажется, красота некоторых пьес сопоставима с красотой Заповедей Блаженства. Эту музыку можно воспринимать логически, а можно эмоционально. Я слушаю как влюблённый дилетант – сердцем.

Педагогический Бах. «Инвенции и синфонии»

Общеизвестно, что Иоганн Себастьян Бах был педагогом. Он учил музыке собственных многочисленных сыновей, а также учеников. С этой целью он создал ряд клавирных пьес для начинающих. Ирония судьбы в том, что простые упражнения, придуманные им для учащихся с целью «добиться певучей манеры игры и приобрести вкус к композиции», оказались вершинами музыкального духа - тем, что принято называть шедевром.

«Только гений с бесконечно богатым внутренним миром мог решиться создать тридцать пьесок, одинаковых по форме и размеру, и при этом придать каждой особый, свойственный только ей индивидуальный характер. Перед лицом столь непонятного богатство чувствуешь даже какую-то робость, боишься спросить, есть ли еще композитор с такой неограниченной способностью к изобретению?» (Альберт Швейцер)

Привожу две мои любимые пьесы:
Инвенция 9, фа минор
Синфония 2, до мажор