Книги

Ф. Шопен. Ноктюрны, этюды, мазурки, баллады

«Когда он садится за рояль и играет, мне кажется, что меня навестил кто-то близкий», - сказал о Шопене Гейне. Для нас Шопена играет, увы, не сам автор, другие люди, но всё равно тянет поставить под этой фразой «+1». Я долго сопротивлялась любви к этому композитору. Он казался мне «слезливым». Но однажды услышала фа-диез минорный Ноктюрн и мои придирки отступили перед красотой.

В музыке Шопена слышна смесь природы и архитектуры, проявленная в городских парках и кладбищах. Вообще слышна смерть. Шопен всю жизнь был слаб здоровьем и умер от туберкулёза в 39 лет. На отпевании по его желанию прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.

Мой любимый ноктюрн - фа минорный, опус 55. Принято считать, что тема этого рода ноктюрнов – «ночная дума о родине». Может, и о родине, конечно, но на мой взгляд это совершенно потусторонняя музыка. «Пограничное» вслушивание в тайну. Мне кажется, никто не сыграл эту вещь лучше Артура Рубинштейна. Он играет тихо, но в этой тишине - невероятная собранность, глубина.

Шопен полагал музыку эквивалентом речи. Образцом для пианиста называл итальянскую школу пения. Ученикам советовал «петь пальцами». Ну вроде да, понятно - петь. Но по-настоящему можно понять значение этих слов, если послушать Ноктюрн фа диез минор в исполнении Евгения Кисина. Это и правда пение. Я до сих пор не понимаю, как можно извлечь из рояля подобные звуки. (К сожалению, не нашла пока ссылку на его исполнение. Но Горовитц тоже прекрасен). Шопен был первым, кто перенёс на фортепиано литературный жанр баллады. Его вдохновила на это поэзия Мицкевича. Баллады у Шопена всего четыре. Моя любимая – фа минорная, опус 52. Самая загадочная, невероятная. Сколько не слушаю, остаётся чувство, что до конца она не открылась.

Любимое:

Ноктюрн фа минор, опус 55 (Артур Рубинштейн)
Ноктюрн до минор, опус 48 (Артур Рубинштейн)
Ноктюрн фа диез минор, опус 48 (Владимир Горовитц)
Баллада фа минор, опус 52 (Артур Рубинштейн)
Полонез ля бемоль мажор, опус 53 (Евгений Кисин)

Вернуться к списку